Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Маленькие говоруны

 
Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Буква и звук Ю.
Дидактическая игра "Поймай птичку". Итоговое групповое логопедическое занятие по теме "Весна".
Упражнение на релаксацию и развитие диафрагмального дыхания.
Индивидуальные занятия по автоматизации звуков. Составление мини связок-сказок.
Артикуляционная гимнастика
Индивидуальные логопедические занятия.

Недостатки произношения звуков речи

Различают следующие виды СИГМАТИЗМА:
Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.
Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.
Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук,
подобный звуку шь (шябака — собака).
Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха
рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил
дополнительное название: «щёчный сигматизм».
Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:
1) Голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми 
зубами и краями языка,  кончик языка поднят кверху.
2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по
одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный 
звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с
 другой стороны.
В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка,
 что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.
Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.
Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.
Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом.
 
 
    Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется СИГМАТИЗМОМ ШИПЯЩИХ , который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.
Виды сигматизма те же, что и у свистящих.
Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами,
а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь
язык разворачивается набок.
Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов,
отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В
образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо,
отчего получается неприятный хлюпающий звук.
Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцыприжимаются 
к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется токвоздуха. Язык в образовании звука 
участия не принимает, слышится звук близкийк Ф.
Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.
Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.
Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по­лость.
Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.
 
Недостатки артикуляции звука Л (твердого и мягкого) называются ЛАМБДАЦИЗМОМ.
Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков:
ламбдацизм и параламбдацизм.
Ламбдацизм:
1.     Полусмягченное [Л], передняя часть языка приподнята, корень опущен.
2.     Полное отсутствие звука [Л] твердого (ампа — лампа, обака — облака).
3.     Межзубное произношение — кончик языка высовывается между зубами.
4.     Губно-губное — отсутствие смычки языка с зубами.
5.     Носовое — мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается.
6.     Губно-губное [Л].
К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука [Л] другими
зву­ками: в, у, р, д, ы.
Звук [Л'] мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляторного уклада, но
часто замещается звуком (йот). В онтогенезе речи мягкий [Л'] усваивается ребёнком одним из первых согласных.
 
ЗВУК [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че­ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется РОТАЦИЗМОМ. Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).
Различают следующие виды ротацизма:
1.     Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции
звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей
корневой частью сближается с мягким нёбом.
2.     Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в
коле­бание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грасси­рующее»).
3.     Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р].
4.     Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у
детей с хо­рошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.
5.     Доральное [Р]. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка,
которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся
нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
6.     Боковое [Р] (боковой ротацизм). Переднеязычная вибрация заменяется отры­вом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В обра­зовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

 

 Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка!


      Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
      Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
   Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
      Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
     Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
      Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
    Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи.
   К подобным правилам стоит отнести следующие:
1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно. 
4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
 
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

мозАика

сельского поселения "Село Хурба"

+7 (4217) 56-00-32

Хабаровский край,

Комсомольский район, 

с. Хурба, 

ул. Взлетная, д.7 (корпус №1)

ул. Взлетная, д.5 (корпус №2)

с. Хурба, ул. Взлетная, д.7

+7 (4217) 56-00-32

Новости